Сагаалган
Сагаалган (Белый месяц)-
наступление нового года по лунному календарю.
С давних времен Сагаалган - основная дата календаря
монголоязычных народов. Как и другие народы, в культуре которых соседствуют и
сосуществуют официальный (григорианский) и традиционный календари, современные
буряты встречают Новый год дважды. Из глубокой древности пришел на землю
Бурятии Сагаалган. Ученые Доржи Банзаров, Гомбожап Цыбиков и другие, изучавшие
исторические корни праздника, указывали на древность его истоков и пришли к
выводу о его народном происхождении, о том, что в его основе не так много
общего с религией, с буддизмом. До нас дошли описания празднования еще во
времена правления Чингисхана. В те далекие времена Сагаалган отмечали осенью, в
день осеннего равноденствия, т. е первый лунный осенний месяц. Поэтому в
проведении обрядов выделятся два основных аспекта: культовый и народный. В
конце 20-х годов в Советском Союзе под видом борьбы с религией и церковью этот
народный праздник попал под запрет. С наступлением перестройки повсеместно
стали возрождаться народные обычаи, традиции, праздники. Президиум Верховного
Совета Республики Бурятия своим указом от 24 января 1990 года придал
национальному празднику Сагаалган статус народного. Это отвечало воле и желанию
народа, стало началом широкого возрождения культуры, национальных обычаев и
обрядов, в том числе возрождению религиозных ценностей.
Существует несколько вариантов
объяснения происхождения названия «Сагаалган».
Наиболее верным считается происхождение от слова «сагаан» - белый. В символике
цветов у монгольских народов белый цвет связан с понятием света, чистоты,
святости, добра, благополучия. Для бурята-кочевника счастье-это многочисленное
потомство, размножение пяти видов скота, изобилие молока и мяса. Белая молочная
пища – это высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо все
живое на Земле вскормлено материнским белым
молоком. Недаром у бурят существует обряды, связанные с молочной и
мясной пищей (встреча, проводы гостей, жертвоприношение духам, хозяевам
местности и др.).
Последний день старого года называется «бутууудэр»-
в буквальном переводе закрытый, глухой или темный день. Он символизирует старый
год, уходящий в «тьму» времени. Этот стык старого и нового. Культовая сторона
праздника происходит в дацане. Накануне за оградой строится конусообразное
сооружение из досок, которое внутри заполняется дровами. Оно символизирует
людские прегрешения за прошлый год. С наступлением сумерек при большом стечении
верующих вспыхивает костер. Рядом с этим костром в деревянную коробку люди бросают тряпки (новые
платочки, куски ткани, салфетки), предварительно обтерев им тело. Иногда это
могло быть куском теста. Этот обряд называется «Дугжууба». Сжигая все болезни,
напасти, грехи, приставшие за весь год, человек встречает Новый год с чистой
душой и телом, избавленный от всякой скверны. В эту же ночь до утра читаются
молитвы, посвященные хранительнице веры Лхаме - покровительнице Иволгинского
дацана. Именно в эту ночь желательно бодрствовать. Считается, что Лхамо в канун Нового года нисходит на землю и
обходит своих подзащитных, даруя им своё благословение. Спящего человека она
может не заметить или принять за мертвого. Новый год и его первый день наступил,
если можно различить в предрассветной светлеющей темноте пальцы рук.
Одним из важных элементов Сагаалгана
является приготовление национальных блюд. В меню преобладали мясные и молочные продукты. Все собравшиеся
члены семьи должны есть досыта и обязательно попробовать все кушанья.
Следующий обряд- поздравление с
наступлением Нового года, с днем рождения. До революции у бурят не принято было
запоминать или записывать дату рождения человека. Было установлено, что
человеку в Сагаалган прибавляется один год. В день Сагаалгана обязательно
должны поздравить своих родителей, бабушек, дедушек, сказать
благопожелания, преподнести им подарки.
Наиболее насыщенными событиями являются первые три дня. Однако весь месяц считается
праздничным, продолжаются хождения в гости, посещения и поздравления
родственников, живущих в других местах, обмен подарками и приветствиями. Таким
образом, Сагаалган- древний народный праздник, все обряды несут глубокий смысл.
В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой
психологической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном
наследии.
31января 2014 года с первыми лучами
солнца придет этот праздник, наступит год Деревянной синеватой лошади.
Этот праздник любим и почитаем не только
буддистами, но и представителями разных национальностей и народностей, дружно
проживающих на нашей общей земле. Пожелаем же всем, чтобы в Новом году исполнились все наши стремления и
сокровенные желания.
Белый месяц ! Белый месяц!
Озари планету ярче,
Чтобы радовалось сердце
И здоровье стало крепче.
Белый месяц! Белый месяц!
Подари нам доброты!
Чтобы в мире и согласье,
Лучше, крепче жили мы!
Балданова
Н.Н., учитель бурятского языка.
|