Мой мир другой, во всем.
Там нет злых,
Там нет крови.
И я не знаю, что со мной.
Сейчас не нравится мне всё.
Не нравится любить,
Не нравится мне жить.
Зачем мне это всё?
Ведь я еще ребенок.
И как во всём мне разобраться,
Кому сказать о том,
О чем я сам не знаю?
Напряженная,
неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложные
условия жизни современных детей и подростков, в
наше время, способствуют тому, что происходит рост различных отклонений в личностном
развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не
только отчужденность, повышенная тревожность, духовно – нравственная
опустошенность детей, но и жестокость, агрессивность. Если ранее
проблема агрессивности преобладала больше в переходный период, то есть на рубеже
перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте, то
сейчас эта проблема актуальна уже с раннего школьного или дошкольного возраста.
Причем проблема
агрессивности детей и подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает беспокойство не только педагогов, психологов
и родителей, но и психиатров
исследователей. Причины преобладания агрессивного поведения разнообразны,
факторы формирования антиобщественного поведения множественны и весьма
противоречивы. Наиболее распространенные причины возникновения агрессии:
влияние телепередач; СМИ (средств массовой информации); художественные фильмы и
компьютерные игры, направленные на формирование противоправного жестокого
поведения; стиль поведения родителей дома: крики, брань, унижение друг друга,
взаимные упреки и оскорбления; использование жестких методов и форм воспитания;
неприятие ребенка. Различия в проявлении агрессии, у мальчиков она проявляется
более открыто, грубо, преобладает физическая агрессия.
Девочки контролируют свою
агрессивность, она избирательна в адрес конкретного человека, преобладает
вербальная агрессия, которая заключается в злобных шутках, оскорблениях,
сплетнях. Как же вести себя с агрессивным ребенком? Разговаривать с ним
спокойным доброжелательным тоном, постараться
выслушивать ребенка, либо переключать его внимание на что то другое,
перевести проблему в шутку. Агрессивные проявления можно снимать с помощью
упражнений в момент импульса на своих руках, когда нарочно сжимаются и
разжимаются руки.
Можно использовать
дыхательную гимнастику, когда делаются глубокие вдохи через рот, а выдохи резко
через нос (с задержкой дыхания на 1,2 секунды) – эти несложные процедуры
помогут снять напряжение, а агрессия может стать управляемой.
Психологические
рекомендации агрессивным детям и их родителям: чтение книг, прослушивание
спокойной лирической музыки,
доверительные разговоры с родителями о проведенном дне, тактильный контакт с
матерью, фантазии визуализации (лепка, рисование, вышивка, конструирование и
тп.), употребление перед сном расслабляющих напитков таких, как сладкий чай, теплое какао, молоко. Склонным к
агрессии детям не рекомендуется – смотреть перед сном «боевики», фильмы ужасов,
играть в компьютерные игры, бегать, прыгать, кричать, то есть все те действия,
которые возбуждают нервную систему. Однако самое главное - создать для ребенка
дома такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого
отношения между членами семьи, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного
поведения.
Воспитание на принципах
сотрудничества - это главное условие предотвращения агрессивности. Обучение
детей приемлемым способам выражения гнева, через игры и упражнения, беседы,
релаксации, спортивные занятия.
Калинина
С.И.,
социальный
педагог – психолог.
|