Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развиваются чувства.
Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество – самый взрывоопасный возраст: подросток в это время – как раскаленная лампочка. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Это период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом.
Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка – главное, социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.
Дорогие родители! Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются “первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом… закладываются основные (базовые) потребности личности”. Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания.
Важно знать! Что простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и нравственных чувств – патриотизма, чувства долга перед обществом.
“Система обычаев и традиций любого народа – результат его усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений”. Отсюда и повышенное внимание современного общества к тем духовным ценностям и нормам народной педагогики и народной психологии, которые, естественно, могли сохраниться только в семейном быту. Эти нормы народного достояния дошли до наших дней и ныне могут способствовать формированию личности и трансляция духовно-нравственного наследия предшествующих поколений последующим поколениям. В него входит: родной язык; ценности, отвечающие духовно-нравственным требованиям народа; нормы, обряды, обычаи, традиции народа; нравственный пример; нравственное убеждение; геронтотимия (уважение старших младшими ); образ жизни, находящийся в гармонии с общественными и религиозными нормами; патриотизм, храбрость, мужество; любовь к Родине; святость родственных связей, семейных уз; кодекс чести; защита генофонда от дурных наклонностей; толерантность, трансляция культурных ценностей: ценностей материальной культуры (воспитание ценностного отношения к рукотворным памятникам материальной культуры); памятников духовной культуры (песни, легенды, сказания, притчи, т.е. УНТ), а также воспевание прекрасного (природа, люди, окружающий мир).
Особенно хотелось бы отметить ситуацию по патриотическому воспитанию, в преддверии празднования 70 летнего юбилея победы II мировой войны. Так, как молодое поколение не знает какой ценой завоевано счастье, что мирным небом над головой мы обязаны нашим предкам, которые сражались на полях ВОВ (Великой Отечественной войны). Хотя на самом деле очень много внимания сейчас уделяется ветеранам, ежегодно проводятся митинги, парад победы. Но этого несомненно мало для того, чтобы подчеркнуть важность событий 9 мая 1945 года. Уважаемые родители, очень важно для формирования нравственных ценностей детей и подростков создавать дома воспитывающие ситуации. Вырабатывать привычки и культуру поведения детей. Формировать толерантное отношение к старшему поколению, учить детей уважительно относиться к ветеранам и почитать павших в Великой Отечественной войне.
Социальный педагог – психолог С.И. Калинина |